Актуальность исследования эффективности средств произвольной саморегуляции связана с вопросами решения прикладных задач, путём оптимизации текущего
"функционального состояния" и повышения работоспособности в трудовой деятельности. Решение данных задач обусловлено поиском эффективных методик саморегуляции, применение которых способствует успешному развитию современного человека, профилактики последствий утомления и стрессовых состояний.
Когда человек работает и естественным образом устаёт то ему необходимы перерывы для восстановления сил и если овладеть соответствующими методиками саморегуляции то можно не делать этот перерыв а восстанавливать силы в процессе работы.
Методика дифференцированных функциональных состояний И.Н. Калинаускаса (сокращённо, методика ДФС) как раз предполагает такое восстановление сил в процессе работы. Методика ДФС предлагает пользователю средства для произвольной регуляции психического состояния посредством вхождения в функциональные состояния с заранее заданными характеристиками. Используя методы психологической диагностики, нам представляется важным доказать что, те состояния, которые предполагаются методикой ДФС, действительно возникают у пользователя данной методики.
Цель исследования: изучить изменения функционального состояния при применении методики ДФС.
Объект исследования: психические состояния.
Предмет исследований: функциональные состояния.
Гипотеза исследования: Средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния.
Задачи исследования: 1) проанализировать психологическую литературу по теме психических состояний, проблемам их саморегуляции, описаний существующих концепций и способов осознанной регуляции психических состояний;
2) разработать и провести эмпирическое психодиагностическое исследование и изучить изменения функционального состояния при применении методики ДФС;
3) обработать и проанализировать полученные результаты;
4) обобщить результаты и сделать вывод об эффективности средств саморегуляции методики ДФС при формировании заданного функционального состояния.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.
Методики исследования: - Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера [Собчик, 2001]. Выбор методики обусловлен методологией структурно–интегративного подхода, согласно которой, функциональное состояние является целостной системой а её проявление можно обнаружить на разных уровнях: физиологическом и психофизиологическом, психологическом, поведенческом [Леонова, 2015].
- Методика семантического дифференциала, вариант И.Л.Соломина [Соломин, 2013]. Выбор методики семантического дифференциала обусловлен тем, что методика позволяет изучить восприятие семантических пространств, в разных функциональных состояниях. Методика структурирует восприятие оцениваемых объектов (понятий) по трём направлениям (факторам): активность, сила, оценка.
ПОНЯТИЕ «СОСТОЯНИЯ»
Психическое состояние: осознаваемая или не осознаваемая реакция организма на ситуацию, преломляющуюся через субъектность и связанную с качеством функционирования психики [Шмелёва, 2018].
Классификация психических состояний: - нейтральные;
- активационные;
- тонические (эмоциональные, функциональные, психофизиологические).
Функциональное состояние: относительно устойчивая структура субъективных механизмов регуляции деятельности, обуславливающая эффективность решения поведенческих задач [Леонова, 2015].
Оптимальными функциональными состояниями являются готовность к действию и оптимальный уровень работоспособности, степень необходимой напряженности волевых усилий.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Под саморегуляцией понимают процессы, позволяющие субъекту управлять собственным поведением в изменяющихся условиях [Кацеро, Кобзарь, 2014].
Саморегуляция имеет две формы: - Произвольная (осознанная).
- Непроизвольная (неосознанная).
На наш взгляд, представляется востребованным метод произвольной регуляции психического состояния позволяющий осуществлять действия по саморегуляции совместно с основной деятельностью.
Подход к саморегуляции, предлагаемый И.Н. Калинаускасом, предусматривает возможности осознанного изменения функционального состояния в рамках заданного набора функциональных состояний методики ДФС.
ВЫВОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1) нам представляется актуальным использование в профессиональных сферах деятельности специализированных средств саморегуляции, эффективно изменяющих функциональное состояние человека;
2) в настоящее время отсутствует единый подход к решению проблем саморегуляции психических состояний;
3) в отечественной психологии при исследовании средств саморегуляции остаются малоизученными ключевые аспекты данной области:
- результативность средств саморегуляции;
- сравнение эффективности разных средств саморегуляции;
- психологические механизмы действия средств саморегуляции;
4) при изучении проблем саморегуляции особое место уделяется осознанной регуляции функционального состояния, как детерминанты деятельности. Формирование оптимального функционального состояния способствует более эффективному выполнению трудовой деятельности.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В исследовании приняли участие 18 человек, практикующих методику ДФС, 7 мужчин и 11 женщин в возрасте от 31 до 61 года. Все участники исследования ранее проходили обучение средствам саморегуляции на основе методики ДФС [Калинаускас, 2009]. Стаж владения методикой у участников составляет от 1 года до 29 лет.
- В данном исследовании были использованы приёмы активации функциональных состояний входящие в набор приёмов содержащихся в методике ДФС. Эти состояния можно кратко охарактеризовать так:
- «4В»–слитность с живой природой, целостность, мудрость;
«4А»–жизнеутверждение, глубина, безграничность; «4С»–внутренняя собранность, целеустремленность; «4D»–деструкция, гнев, разрушение, боль.
Общей особенностью данных средств является преобразование исходного функционального состояния в состояние, которое охватывает все уровни активности субъекта,–когнитивный, эмоционально–чувственный, физический.