Психолог Олег Сухарев
практическое исследование

Результаты исследования эффективности методики ДФС как средства произвольной саморегуляции

Исследование проводилось в рамках выпускной квалификационной работы.
Научный руководитель Зоткин Н.В.
Самарский государственный университет
2019г.
Актуальность исследования эффективности средств произвольной саморегуляции связана с вопросами решения прикладных задач, путём оптимизации текущего "функционального состояния" и повышения работоспособности в трудовой деятельности. Решение данных задач обусловлено поиском эффективных методик саморегуляции, применение которых способствует успешному развитию современного человека, профилактики последствий утомления и стрессовых состояний.

Когда человек работает и естественным образом устаёт то ему необходимы перерывы для восстановления сил и если овладеть соответствующими методиками саморегуляции то можно не делать этот перерыв а восстанавливать силы в процессе работы.

Методика дифференцированных функциональных состояний И.Н. Калинаускаса (сокращённо, методика ДФС) как раз предполагает такое восстановление сил в процессе работы. Методика ДФС предлагает пользователю средства для произвольной регуляции психического состояния посредством вхождения в функциональные состояния с заранее заданными характеристиками. Используя методы психологической диагностики, нам представляется важным доказать что, те состояния, которые предполагаются методикой ДФС, действительно возникают у пользователя данной методики.

Цель исследования: изучить изменения функционального состояния при применении методики ДФС.
Объект исследования: психические состояния.
Предмет исследований: функциональные состояния.
Гипотеза исследования: Средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния.

Задачи исследования:
1) проанализировать психологическую литературу по теме психических состояний, проблемам их саморегуляции, описаний существующих концепций и способов осознанной регуляции психических состояний;

2) разработать и провести эмпирическое психодиагностическое исследование и изучить изменения функционального состояния при применении методики ДФС;

3) обработать и проанализировать полученные результаты;

4) обобщить результаты и сделать вывод об эффективности средств саморегуляции методики ДФС при формировании заданного функционального состояния.


МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования:
теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Методики исследования:
  1. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера [Собчик, 2001]. Выбор методики обусловлен методологией структурно–интегративного подхода, согласно которой, функциональное состояние является целостной системой а её проявление можно обнаружить на разных уровнях: физиологическом и психофизиологическом, психологическом, поведенческом [Леонова, 2015].
  2. Методика семантического дифференциала, вариант И.Л.Соломина [Соломин, 2013]. Выбор методики семантического дифференциала обусловлен тем, что методика позволяет изучить восприятие семантических пространств, в разных функциональных состояниях. Методика структурирует восприятие оцениваемых объектов (понятий) по трём направлениям (факторам): активность, сила, оценка.


ПОНЯТИЕ «СОСТОЯНИЯ»

Психическое состояние:
осознаваемая или не осознаваемая реакция организма на ситуацию, преломляющуюся через субъектность и связанную с качеством функционирования психики [Шмелёва, 2018].

Классификация психических состояний:
  • нейтральные;
  • активационные;
  • тонические (эмоциональные, функциональные, психофизиологические).
Функциональное состояние: относительно устойчивая структура субъективных механизмов регуляции деятельности, обуславливающая эффективность решения поведенческих задач [Леонова, 2015].
Оптимальными функциональными состояниями являются готовность к действию и оптимальный уровень работоспособности, степень необходимой напряженности волевых усилий.


САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Под саморегуляцией понимают
процессы, позволяющие субъекту управлять собственным поведением в изменяющихся условиях [Кацеро, Кобзарь, 2014].
Саморегуляция имеет две формы:
  1. Произвольная (осознанная).
  2. Непроизвольная (неосознанная).

На наш взгляд
, представляется востребованным метод произвольной регуляции психического состояния позволяющий осуществлять действия по саморегуляции совместно с основной деятельностью.
Подход к саморегуляции, предлагаемый И.Н. Калинаускасом, предусматривает возможности осознанного изменения функционального состояния в рамках заданного набора функциональных состояний методики ДФС.


ВЫВОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


1) нам представляется актуальным использование в профессиональных сферах деятельности специализированных средств саморегуляции, эффективно изменяющих функциональное состояние человека;

2) в настоящее время отсутствует единый подход к решению проблем саморегуляции психических состояний;

3) в отечественной психологии при исследовании средств саморегуляции остаются малоизученными ключевые аспекты данной области:
  • результативность средств саморегуляции;
  • сравнение эффективности разных средств саморегуляции;
  • психологические механизмы действия средств саморегуляции;

4) при изучении проблем саморегуляции особое место уделяется осознанной регуляции функционального состояния, как детерминанты деятельности. Формирование оптимального функционального состояния способствует более эффективному выполнению трудовой деятельности.


ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


В исследовании приняли участие 18 человек, практикующих методику ДФС, 7 мужчин и 11 женщин в возрасте от 31 до 61 года. Все участники исследования ранее проходили обучение средствам саморегуляции на основе методики ДФС [Калинаускас, 2009]. Стаж владения методикой у участников составляет от 1 года до 29 лет.

  • В данном исследовании были использованы приёмы активации функциональных состояний входящие в набор приёмов содержащихся в методике ДФС. Эти состояния можно кратко охарактеризовать так:
  • «4В»–слитность с живой природой, целостность, мудрость;
    «4А»–жизнеутверждение, глубина, безграничность; «4С»–внутренняя собранность, целеустремленность; «4D»–деструкция, гнев, разрушение, боль.
    Общей особенностью данных средств является преобразование исходного функционального состояния в состояние, которое охватывает все уровни активности субъекта,–когнитивный, эмоционально–чувственный, физический.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОМ ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ [Собчик, 2001]

    РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА [Соломин, 2013]

    РЕЗУЛЬТАТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

    Коэффициент ранговой корреляции Спирмена:
    Для определения статистической значимости полученных результатов было выполнено: ранжирование цифровых значений выборов произведенных испытуемыми в исходном состоянии и в состояниях, формируемых с помощью средств саморегуляции методики ДФС, состояния «4А; 4В; 4С; 4D», определены критические значения N и предельные значения P.

    Результаты:
    1. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера [Собчик, 2001]. При N=8 в пределах Р=0,72–0,88 статистической значимости не достигло 90,28% результатов измерений.
    2. Методика семантического дифференциала, вариант И.Л.Соломина [Соломин, 2013]. При N=18 в пределах Р=0,47–0,6 статистической значимости не достигло 73,69% результатов измерений.


    ВЫВОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


    1) вхождение испытуемых в определённые функциональные состояния приводит к определённым результатам и в основной массе характеристик эти изменения имеют достаточно высокий уровень повторяемости;

    2) субъективное восприятие своего состояния испытуемыми имеет прямую семантическую связь (схожесть) с описанием состояния в методике ДФС;

    3) обобщение результатов проведённых исследований позволило сделать вывод о эффективности используемых средств произвольной саморегуляции методики ДФС для изменения функционального состояния;

    4) таким образом, гипотеза исследования о том, что средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния подтвердилась: в ходе исследований, испытуемые, находясь в заданном (дифференцированном) функциональном состоянии, достигали параметров состояния заданных методикой ДФС.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Наше исследование посвящено изучению изменения функционального состояния при применении методики ДФС. Таким образом, наша работа посвящена тому, что-бы в процессе своей трудовой деятельности человек мог восстанавливать свои силы, не отвлекаясь от основного процесса работы.

    Формирование оптимального функционального состояния способствует более эффективному выполнению трудовой деятельности.

    В ходе исследования было установлено что средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния.

    Результаты, полученные в ходе нашего исследования будут полезны специалистам разных областей в выборе методик саморегуляции для применения в профессиональной трудовой деятельности.



    Полный текст выпускной квалификационной работы в формате PDF можно получить по запросу на электронную почту info@oiegsukharev.ru